Завязка Bulletstorm,
если честно, вызывает у нас лишь один неудобный вопрос: почему матерые
бойцы секретного спецподразделения, пусть даже обратившись в космических
пиратов, так долго соглашались следовать указаниям неуравновешенного
пьянчуги? Самого-то капитана Грейсона Ханта еще можно понять: тяжело
сохранить трезвость ума, обнаружив, что лучшие годы своей жизни ты
угробил на устранение неугодных какому-то бешеному генералу
правдолюбцев. А вот с чего вдруг за этим алкоголиком идут нормальные на
вид люди — вопрос куда более интересный. То ли весь экипаж разом сошел с
ума, то ли хитрый капитан убедил подчиненных в том, что пьянство и
тотальное раздолбайство — часть его победоносного плана. Глупость,
конечно, но по ходу игры все легче верится во второй вариант.
Пьяному и море по колено В
начале игры изрядно поддатый Грейсон развлекается тем, что пытается
сбить бутылку с головы привязанного к стулу охотника за головами (уже
третьего за неделю). Задача осложняется алкоголем и сбитым прицелом
винтовки — в конце концов дело заканчивается тем, что вопящего о пощаде
баунти-хантера просто выкидывают в невесомость, где тот, прежде чем
умереть мучительной смертью, успевает достать гранату и пробить брешь в
корабле (обыскать пленника Грейсон, конечно же. забыл). Дальше —
больше. Все еще пьяный герой, чуть было не вылетев в космос вслед за
охотником. нетвердой походкой направляется на командный мостик судна и,
завидев в окошке крейсер «Одиссей» (управляемый генералом Соррано, из-за
которого Грейсон и дошел до жизни такой), решает взять его на абордаж.
Стократное превосходство «Одиссея» в размерах в расчет не берется:
Грейсон под громогласные протесты наконец-то осознавшей все команды
собирается протаранить «Одиссей», прихватив грязно матерящегося по радио
Соррано с собой на тот свет. Но вместо этого пролетает навылет через
единственное сквозное отверстие крейсера и шлакоблоком приземляется на
неизвестную планету, жители которой в первую же минуту вынимают кишки
половине команды. В живых остается только сам Грейсон и пилот-японец
Иши. которому незадолго до этого вставили электронные мозги, конечности
и голос взамен потерянных в аварии. Отчасти из-за этого, но больше
из-за категорического несогласия с образом жизни героя, приведшего к
гибели остальных членов команды. Иши начинает сдержанно ненавидеть
Грейсона, не бросая, однако, того в беде. Подбитый «Одиссей» вместе
со спасательными капсулами грохнулся где-то за горизонтом. Соррано и его
наемники, похоже, живы. А вскоре находится и подтверждение — отобранный
у одного из солдат электрический кнут, который в Bulletstormодновременно
оружие, третья рука и еще интерфейс для связи с миром (примерно как
косичка в «Аватаре»). Встроенный радиоприемник хлыста ловит очередной
поток отборной генеральской брани, по источнику которой герои решают
отследить Соррано и, возможно, улететь обратно на спасательном челноке,
посланном за ним.
Проблема
только в том, что вся планета населена кровожадными
панками-каннибалами, бывшими заключенными и еще какими-то мутантами, а
подбитый «Одиссей» как раз собирался освободить ее от них, сбросив на
бедлам лечебную ДНК бомбу. А так как бомба до сих пор не взорвалась,
стерилизовать планету вручную придется Грейсону, Иши и присоединившейся к
ним наемнице Тришке. С помощью оружия, хлыста и ботинка. Происходящий в
Bulletstorm
абсурд можно с легкостью назвать серьезным шутером, который вывернули
наизнанку. Но если в серьезных шутерах герой обычно умница и победитель,
то здесь ситуация обратная. Девиз «отсутствие плана — тоже план»
явно относится к протагонисту, а на стандартных персонажей игр студии
Epic Games (она занималась по большей части дизайном игры)
Грейсон Хант похож только внешне. По характеру Грейсон — нечто среднее
между Дюком Нюкемом, Серьезным Сэмом и Джеком Воробьем, то есть слияние
получилось крайне опасным: мужланская небрежность. кабацкое чувство
юмора плюс детская непосредственность. близкая к помешательству.
Последняя явно доминирует и частенько превращается в детскую жестокость,
а на ней уже строится практически вся игра.
В
грубой и зрелищной (что важно) расправе над врагами вообще кроется одна
из главных причин, побуждающих мужскую часть населения планеты играть в
видеоигры. Но если в скажем, Gears of War красивая жестокость лишь
обязательный атрибут, то в Bulletstorm
она — цель и средство. Основные инструменты изуверств — упомянутый уже
энергетический кнут (врагов и предметы можно замедлять, притягивать и
подбрасывать в воздух одновременно), по дюковски дерзкий пинок (тоже
замедляет), богатый арсенал (о нем подробнее ниже) и опасные декорации
(от банальных шипов до гигантских мухоловок). С помощью всего этого
богатства можно и нужно творить страшные, но, чего греха таить, очень уж
забавные вещи. Выстрелить врагу в горло, ягодицы или мошонку — хорошо.
Пинком отправить висеть на кактусе или снести из дробовика полтулови ща —
лучше. Поставить на колени, потом дать пинка и кнутом оторвать голову —
отлично. Нам вообще тяжело с ходу вспомнить игру, в которой смерть была
бы настолько же разнообразной штукой. Раздавить дверью, скормить рыбам,
запустить в воздух и подорвать предварительно прикрепленными гранатами,
устроив мясной фейерверк... вариантов много, причем большинство
спецубийств выполняются сами собой, без натужных попыток и перезагрузок.
Но самые сложные, конечно, с первого раза провести не полу чится. Чем
изощреннее комбинация — тем больше очков, на которые потом в
специальных терминалах можно купить оружие, апгрейды и спецпатроны,
поэтому в красивых убийствах будет заинтересован не только, что
называется. зверь внутри, но и рациональный человек снаружи. В
довершение ко всему выполненные фаталити записываются в отдельной
табличке, и на выходе получаются этакие внутриигровые ачивменты. которые
не скучно, а наоборот — очень даже увлекательно собирать. Вот.
собственно, и все: с первых же минут игры вами овладевает неконтролируемое желание заполнить табличку целиком, и оно не сильно ослабевает даже после финальных титров.
Врун, болтун и хохотун Самый
приятный момент состоит в том, что Bulietstorm не возводит
изобретательную жестокость в абсолют, не относится к ней слишком
серьезно (см. Manhunt); здесь она лишь часть юмористического шоу. Список
развлечений заставляет поверить в то. что игра сделана очень умными и
очень талантливыми 12-летними мальчишками. Снайперская винтовка с
управляемыми в полете пулями (которые потом еще можно заставить
взрываться), сцепленные наподобие книппелей гранаты, прыгающие бомбы,
сверломет — о таких вещах мы мечтали, сидя за исписанными скабрезностями
партами. Причем видно, что карабин, револьвер, дробовик — это все
обязательные частички Epic Games, без которых продаваемая игра не
получится, а вот безумие вроде управляемой пули и управляемого же
сверла, скорее всего, исходит от мастеров People Can Fly (напомним —
авторов не менее безумного Painkiller). Шутки соответствуют общему
градусу. Грейсон Хант много и до смешного неумело матерится, постоянно
портит чтонибудь в четком плане своего наполовину роботизированного
боевого товарища и на ходу слагает пиратские песни. Открытая пинком
дверь может дать по носу, а пафосно проломивший стену босс — жестоко
поплатиться за собственный пафос (не будем говорить как). На протяжении
всей игры герои фактически заняты не столько поисками генерала Соррано
или, там, попытками убраться с планеты: обычно они сами устраивают себе
неприятности, чтобы в следующей главе с огромным трудом из них
выпутываться. Это, в общем-то, и есть лучшая характеристика сюжету
Bulietstorm. Но несмотря на то, что он на 90% состоит из пародий (авторы
прошлись по всему, что вспомнили: Doom, Serious Sam с его орущими
камикадзе, дискофильму «Лихорадка субботним вечером», даже недавний
Enslaved: Odyssey to the West успели зацепить), сценарий для шутера
написан просто блестяще. В сюжете нет ни одной «дырки», каждая мелочь
имеет свое объяснение, а диалоги поражают невероятной для жанра (опять
же) живостью. Из-за этого особенно обидно, что ко второй половине игра
начинает заметно сдуваться — гениальных моментов становится меньше.
уровни из залитых солнцем развалин перемещаются в скучные темные
коридоры, а чересчур затянутая концовка может даже вызвать раздражение.
Хотя мы не можем совсем исключить версию, что Epic просто слишком
заигрались в пародию на блокбастеры.
Единственное,
чего слегка не хватает Bulietstorm, это возможности пройти его в
кооперативе (да и то лишь потому, что к этому в играх Epic все слишком
привыкли). Сам режим (под названием «Анархия») есть, но работает он
только на специально предназначенных для него шести картах, где на нас
одну за другой спускают с поводка волны монстров — сперва самых слабых.
потом посильнее. На заработанные убийствами очки можно покупать новое
оружие и сапоги, а после каждой лихой серии убийств включается режим
ярости, в котором позволяется рвать врагов на куски одним ударом хлыста.
Но даже без сюжетного кооператива, мультиплеера и тонны другой модной
шпаклевки Bulietstorm — это самый свежий и веселый шутер последнего
времени. Возвращаться после него в Call of Duty уже не захочется — тут
Epic сдержали обещание.
Комментарии