Существует
не так много разработчиков, которые могут сказать: «Мы создали целый
жанр». Еще меньше способны добавить: «…и мы остаемся верны только ему». В
этот ряд исключений входят господа из The Creative Assembly. Одиннадцать лет назад они выпустили Shogun: Total War и в целом (не считая несколько не особо удачных экспериментов) занимались только развитием этой серии. По сути, вся жизнь компании — это улучшение той первой игры. Шаг за шагом что-то менялось, что-то преображалось. Но концепция — едина.
С
одной стороны — это потрясающе. Авторы делают то, что умеют. И делают
это хорошо. Им не надо переключаться на абсолютно иные разработки, им не
приходится бросать то, что выпустили раньше. Вот возьмем отечественную
студию Ino-Co. Сначала «Космические волки», потом «Кодекс войны», затем Majesty 2 — все они совершенно разные. А The Creative Assembly просто меняет эпохи.
Но
что есть благо, то есть и проклятие. Студия вот уже одиннадцать лет
(одиннадцать, вдумайтесь!) трудится над одним проектом. И каждый раз
надо показывать публике что-то новое. Игра старая, а показывать — новое. Задачка, знаете ли… И потому, кстати, именно Shogun 2 мы ждали так сильно. Вроде как намечалась революция, переворот. Случилось ли это — сейчас и разберемся.
Теперь глобальная карта выглядит так. Иногда на ней заметна радуга, а над скалами летают орлы.
Кисть художника рисует Total War
Логично было бы сравнивать Shogun 2 с Shogun.
Но… Вот две причины, почему делать этого не хочется. Первая — многие и
не видели оригинал. Давно это было. Даже те, кому сейчас двадцать лет и
больше, могли пропустить ту стратегию. А если и проходили ее, то легко
могли забыть. Вторая причина — Shogun 2 гораздо ближе к Medieval 2, к Rome.
Выше я уже отметил, что разработчики делают одну игру, развивают ее,
меняют. И то, что они создавали в 2000-м году, это так — первые шаги.
Поэтому сразу отмечаем то, что отмечает любой, кто впервые включает новую Total War: проект похорошел в сравнении с предыдущими, с Empire или Medieval 2.
Да, опять авторы превосходят сами себя и выдают нам роскошную картинку.
Вспомните любую их стратегию — они всегда стараются сделать так, чтобы
даже самый предвзятый пользователь выронил свое «Ах!..».
Только
теперь все не ограничилось банальным повышением количества полигонов у
самурайского меча. Определенно — перед нами одна из самых технологичных
стратегий; да, здесь при приближении каждый солдат выглядит как герой
боевика. Он проработан, прорисован, и бегай этот товарищ один да руби он
сам по себе врагов, легко можно было бы решить, что это какая-нибудь
God of War: You Are in Japan Now. Но это — не самое главное. Куда
приятнее то, что игра стилизована. В предыдущих частях такого не было.
Все ограничивалось аутентичными цитатами. Теперь же здесь японский дух,
здесь Японией пахнет. Карта нарисована черной чернильной краской на
пергаменте, любой экран с информацией подается вместе с изображением,
выполненным в традиционном стиле Страны восходящего солнца.
Но все это много где встречается. The Creative Assembly же смогла и в сражениях
выдержать стиль. Вроде просто вышагивают отряды вперед, кричат что-то
агрессивное и доблестное — все как всегда. Но вот пролетел лепесток
цветущей сакуры. Вы приближаете камеру, а там словно розовое полотенце
пеленает солдат. Чудо. Или зима — почему-то японская зима совсем другая.
То ли одинокие скрюченные деревья на крохотных холмах ассоциируются с
чем-то восточным, то ли это уже наша фантазия подхватывает игру,
затеянную разработчиками… Но к этой теме мы еще вернемся. Уже в конце
обзора.
Если присмотреться, то на картинке можно увидеть лепестки сакуры.
Назад, на острова!
Вот
она, средневековая Япония. Вроде бы это государство, вроде бы правит
император, вроде бы сегун держит армию в своих руках. Но фактически —
это не так. Провинции в первую очередь подчиняются главам маленьких
кланов, которые могут вести войны друг с другом, убивать
соотечественников, которые просто служат иному господину (а точнее —
лишь живут на его территории). Это и гражданская война, и нет. Страна в
огне конфликта, но при этом Япония вполне себе мирно живет. Император ни
с кем не враждует.
Мы становимся во главе одного из кланов. У
нас — маленький кусочек земли. Одна провинция, одна деревенька. Три
сотни солдат. Задача — объединить японский народ. Это если говорить
поэтично. Фактически же — поназахватывать провинций и получить от
императора титул сегуна. Ну а поскольку никто не терпит выскочек, а
нынешний сегун любит себя, то сделать это будет не так-то просто.
Малейшее подозрение, и братья-японцы уже не говорят доброжелательное
«Аригато!», а сразу рубят нас своими катанами. Не очень они…
Восточный прищур вежливости
Политика в Shogun 2
весьма специфическая. Государство же одно, нация одна, менталитет один.
То есть тут не бывает «что Датэ хорошо, то Чосокабэ смерть». У всех
единые понятия о морали. И потому главное на острове — уважение. Да, как
в GTA — Respect is everything. Ведем себя согласно кодексу
Бусидо — к нам хорошо относятся другие. Начинаем христианить, шпионить,
воевать без повода — соседи подумывают зайти к нам на порцию харакири.
И
вроде бы система должна быть любопытной. Мы даже своего сынка можем
посадить за вражескую решетку, мол, поверьте нам — мы нападать не
собираемся, а если слово нарушим, режьте ему горло. Но в целом нет в ней
ничего нового и особенно интересного. Разве что если мы активно
начинаем воевать, то сегун может решить, что мы чересчур дерзкие, и
объявит нам войну. Потому приходится много ждать и очень аккуратно
захватывать провинции.
Также порой любопытны развлечения с
религией. Мы можем принять христианство, и тогда нас будут, вероятно,
любить местные жители, которым проповедники промыли мозги, но это
повлечет неприязнь других кланов. А если не менять религию, то придется
самим изучать порох и постоянно отбиваться от набегов буйных христиан.
Когда
есть разные народы, вести переговоры хоть как-то интересно. Здесь же
львиную долю времени приходится просто предлагать торговые союзы. Ну,
или сплавлять своих дочерей замуж. Что первое рутинно, что второе. Вот
если можно было бы отлавливать христиан, казнить, а потом продавать их
органы другим кланам — вот это да, это было бы прекрасно (угу, если вы
не принимаете веру «южных варваров», то игра немного учит нетерпимости,
совсем чуть-чуть…).
Разработчики очень детально проработали ландшафт. Карты красивые и очень интересные для поединков. Особенно удались сетевые.
Японцы, японцы, кругом одни японцы
Впрочем,
не только политика страдает от того, что мы сражаемся против кланов, а
не других наций. Вспомните, например, как было в Rome: Total War.
У нас есть три фракции за Рим — они очень похожи, а главное отличие
лишь в том, против кого им надо воевать. Берем Юлиев и мочим галлов,
если управляем Брутами, то идем на греков. И уже на этом этапе геймплей
совершенно разный. Одно дело — прорываться сквозь леса по неудобному
ландшафту и гоняться за сумасшедшими варварами. Другое — биться против
греческих гоплитов или пытаться одолеть спартанцев. А уж про южные
провинции я вообще молчу. Когда на вас бегут внезапные слоны, это, мягко
говоря, удивляет.
После же идет и вовсе другая игра. Вот вы уже
управляете галлами и противостоите как соседям-варварам, так и
организованным римлянам. Или повторяете подвиги Ганнибала. В Shogun 2
все кланы однотипны. Разница настолько минимальна, что ее, наверное,
можно будет разглядеть при прохождении так седьмом. У одних подешевле
можно нанять самураев с катанами, у других с нодати, третьи быстрее
плавают по морю, четвертые лучше осаждают крепости.
В итоге при
выборе другого клана меняется лишь географическое положение. Но какая
разница? Появляемся на юге, там нас окружают японцы. Стартуем на севере —
и там японцы. Берем фракцию из центра острова, так и там — вы не
поверите! — японцы. Не спорю, возможно, отличия я увижу потом. Но я уже
дважды начинал новую кампанию и дважды ничего иного не заметил. Если Shogun 2 раскрывает все карты на прохождении так пятом, то… ну, это странновато. Честно.
Да,
я понимаю, что в стратегии про Японию, где есть только японцы, у
которых не так много реально отличающихся друг от друга войск, сложно
сделать что-то другое. Но… Мы же смотрим на всю серию, смотрим и
анализируем. И, проанализировав, понимаем: раньше было разнообразнее.
Нет других народов, культур. Вокруг все японское…
Пожалуй, организация торговых путей — это единственное предназначение дипломатии…
Демонстрантов разогнали
И потому — это не революция. Это не переворот, как было с Rome. Это не такая эпохальная стратегия. Но игра — великолепна. Без шуток, я вот тут выше перечислял ее недостатки, но саму Shogun 2 ни разу не ругаю. Просто после масштабных Total War мы получаем Local War. Со всеми вытекающими.
У Shogun 2
куча достоинств. Начнем с того, что разработчики сделали древо развития
героев. Теперь генералы не просто становятся сильнее и попутно собирают
с собой свиту из всяких любовниц да шпионов. Персонажей постепенно
создаем мы сами. Боец получил уровень, мы выбираем для него новую
способность. Сами определяем, какого попутчика он прихватит. И так
далее.
Причем так развиваем мы не только генералов. То же самое,
допустим, будет и с ниндзя. У него тоже есть ветки улучшений: можно
воспитывать в нем убийцу полководцев, можем учить совершать диверсии и
так далее. Все не очень уж и разнообразно, но весьма любопытно. Да и
вообще — такого раньше не было.
И вновь вернемся к стилистике.
Благодаря тому, что игра не такая глобальная и здесь всего одна нация,
авторы смогли полностью передать дух Японии. Да, подача европеизирована,
она для простых обывателей, не экспертов-востоковедов, но она
качественная. Хотя бы за атмосферу уже можно любить Shogun 2.
Глобальная карта для сетевого режима. Чем больше провинций мы открываем, тем разнообразнее войска получаем.
Пришло время объединяться
Ну а что действительно революционно в Shogun 2,
так это сетевой режим. Разработчики — хвала им! — наконец-то ввели
кооперативное прохождение кампании. Этого ждали все одиннадцать лет.
Помню, еще сражаясь в Rome
в эпоху модемов с товарищами, мы мечтали, что когда-то сможем проходить
игру вместе. Правда, пока что «кооп» рассчитан лишь на двоих, но то ли
еще будет!
Также The Creative Assembley сделала и некую
«глобальную» карту для Сети. Правда, тут не все просто. Она для каждого
своя. Начинаем мы с одной провинции, но захватить надо все. Зачем? Это
даст возможность использовать новые войска, прибавит денег, на которые
мы каждый раз покупаем бойцов, и всякое прочее.
По сути, мы
просто сражаемся с другими игроками и растем в уровнях, открываем новые
умения, больше типов солдат и так далее. Но все это сделано так
элегантно.
Плюс еще у каждого пользователя есть свой генерал. Его
можно раскрасить, нацепить на него различные доспехи. И вот он же и
прокачивается, словно персонаж в MMORPG. Это здорово.
Ко всему
этому разработчики еще систему кланов и рейтингов припаяли. Штука с
большим потенциалом и крайне любопытная. Ну а поскольку прошло буквально
несколько дней после релиза, конкретнее про то, приживется ли она и как
будет развиваться, говорить пока рано. Сейчас просто обозначим, что это
есть, и это круто.
Ну а конкретнее о системе мы поговорим в
прямых эфирах. Сделаем специальную трансляцию по сетевому режиму. Только
чуть позже. Пусть «настоится».
Генерала
можно разукрасить как только вздумается. Причем менять можно и сам
доспех, и его цвет, и знамя, которое будут нести солдаты.
***
Итог
выше уже был обозначен. Да, это не революция в целом, не какой-то
грандиозный шаг вперед. Более того, для любителей размаха новый проект
будет менее выразительным, чем предыдущие Total War. Зато он
абсолютно целостный. Это поразительно гармоничная игра, выдержанная в
едином стиле от первой буквы в мануале до листка сакуры, который падает
на доспех самурая в бою. Shogun 2 останется в памяти. Не как
пылкий революционер с сотнями новых идей и желанием разрушить, что
строилось 11 лет, но как доблестный муж, почитающий предков и точно
соблюдающий все традиции.
Плюсы: тут самураи живут
молодостью, любят свою семью, говорят сегуну открыто и прямо в лицо;
бьют христианам с «вертушки» еще; великолепнейший стиль; древо развития
генералов; система осад похорошела; полноценный сетевой режим, теперь
можно проходить кампанию вдвоем. Минусы: AI, если хочет
сохранить честь, должен сделать себе харакири — дважды; порой бывают
баги; дипломатия весьма скучная, а отличия кланов – минимальные; игра
действительно требовательна к «железу», поберегитесь те, у кого не
топовые модели компьютеров; христиане.
Комментарии